КУРСКАЯ ДУГА — дугообразный выступ фронтовой линии, образовавшийся в результате операции по освобождению советскими войсками г.
Курска в феврале 1943 г. во время
Великой Отечественной войны (1941-1945).
Получила известность благодаря
Курской битве 1943.
На строительстве оборонительных сооружений на Курской дуге трудились около 300 тысяч курян.
С апреля по июнь 1943 г. в полосе Центрального и Воронежского фронтов совместно с советскими воинами было возведено 8 оборонительных полос, от линии фронта до реки
Дон, на глубину до 300 км. Общая протяжённость окопов и ходов сообщений на линиях обороны составила примерно 10 тысяч км.
В настоящую крепость превращён Курск. На подступах к городу куряне построили 130 артиллерийских сооружений, более 900 дзотов, 46 земляных валов и т.д.
Более 13 тыс. колхозников
Советского и
Горшеченского районов трудились над восстановлением жд. линии Касторное-Курск, имевшей важное стратегическое значение.
С 1 по 10 марта они вручную проложили более 40 км. железнодорожного пути.
К 17 марта в области восстановлено 50 мостов, более 100 км. железнодорожных линий. Через неделю станция Курск приняла 66 поездов для Центрального и Воронежского фронтов.
Трудовым подвигом стало строительство железной дороги Старый Оскол - Ржава, протяжённостью 95 км, имевшей важное значение в снабжении войск, дислоцировавшихся на Курской дуге.
Вместе с воинами-железнодорожниками и спецформированиями НКПС трудились около 25 тысяч жителей
Курской области, в основном женщины и девушки.
С 20 июля по железной дороге началось рабочее движение.
В помощь фронту включилась и восстанавливаемая промышленность Курска. К началу Курской битвы отремонтировано 300 танков.
После освобождения Курска, в городе и области начало разворачиваться донорское движение, достигшее наибольшего размаха в дни июльских боев на Курской дуге. В дни Курской битвы около 5 тысяч человек сдали для раненых более 6-и тысяч литров крови.
В 1998 г. в память о битве на Курской дуге на проспекте Победы Курска установлена «Триумфальная арка».